Методики обучения резьбе по дереву (ШКОЛЫ РЕЗЬБЫ)

37 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
#1

Какие бывают? Кто в каких школах, студиях, кружках проходил обучение, поделитесь воспоминаниями, а преподаватели - секретами.

Вспоминая школьный кружок:
- Для младшей школы (с 1го по - 3 класс) - выжигание
- Резать давали, наверное класса с 4-го, начинали с ложек, чтобы заинтересовать пацанов наш преподаватель в программу ввел изготовление "оружия" (деревянных ножики, пистолеты, ружья 1).
- Параллельно, по желанию, можно было резать относительно не сложные маски., ну а там по возрастающей...
У нашего преподавателя Виктора Павловича была большая коллекция рисунков, в которых мы и черпали вдохновение.В какой-то момент времени особенно понравившийся рисунок, не смотря на его сложность, мог стать "хитом" у всей группы...

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ +1

Мои пацанята за работой... первые шаги...

Столы бы к окошку развернуть..

С уважением

Владимир Завершинский

За это сообщение сказали спасибо Сергей Лукинский +1

Столы к окошку........не всегда получается.

(Ответ на #5)

Cтолы закреплены к полу неподвижно согласно требования ТБ для учебных заведений( это кабинет труда, в котором нам любезно выделили место , установили верстаки вдоль стены) Уже поделали светильники, будет над каждым столом освещение... пока только делаем первые шаги...

Просто здорово! Спасибо, ребята, что такие дела воплощаете в жизнь! Спасибо!

За это сообщение сказали спасибо Сергей Лукинский +1

Это видимо все детки, полный состав? Интересно, сколько их будет в конце апреля - начале мая. Мне это всё заранее известно, педстаж 11 лет.

За это сообщение сказали спасибо Павел Терновых, Сергей Лукинский +2
(Ответ на #8)

Начали ходить шесть человек ( занимаемся с 1 августа по два раза в неделю по 2 часа), по мере осваивания инструмента один начал жаловаться что болят сильно белы ручки, другой , быстрый очень, думал, что все так просто как трепать языком...не потянул...сам понял, что это не его. Сейчас занимается пять человек( вчера один добавился) детей и отдельно группа 4-ро взрослых.... Некоторые приходили с родителями, хотят, но пока устаканится расписание с музыкалками, футболами, боксами....думаю сентябрь на это уйдет...

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ, Павел Терновых +2

Сам в школе технологию преподаю, 23 часа в неделю. Думаю попробовать открыть кружок, но не уверен, что времени у меня самого хватит. Преподавать в школе + ИПшничать по видео и так сложно все увязывать вместе. Разрываюсь. Тут еще идея со школьным телевидением...
Общий педстаж 9 лет, перерыв 14 и вот опять я в школе ))) Хочется все, а времени не хватает ))) Я бы хотел связать кружок по резьбе + выпиливанию и пирографии - все в одном. Просто творить. )))
Кстати, Иван, а где берете и на каком материале учите? Что попадется, что дети принесут или свой приносите, может закупаете через родителей? Я тут подумал, что можно закупать как дрова березу или липу/ольху. Если попадется, то липа предпочтительней конечно для детей.
Смотрю - начали с контурной.

В основе творчества всегда лежит чуство протеста! (с) П.Л. Капица

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ, Сергей Лукинский +2

Из фанеры сделал щиты с упорами различной формы, ложим прямо на стол...

(Ответ на #11)

Инструмент помог закупить родной железорудный комбинат, помещение( класс труда) выделила школа...бесплатно ( для пиара)... материал , клей, шкурку, морилку....все покупаю сам. Одно занятие ( 50 грн с человека примерно 12-13 руб) , ( мне остается за труды 30 - 40% %) моловато конечно, но это у меня побочно от основной работы как - то не замарачиваюсь, просто хочется передать то, что дано мне ...какую - то пользу принести...., и с учетом "прекрасного!!!!!!!!" финансового положения на Украине не каждая семья себе может позволить выбросить 400 грн с бюджета, особенно в отопительный сезон... Начали с контурной. Этот рисунок детям подобрал специально. его можно использовать и в объеме и сделать прорезную... Что и планирую в перспективе... Прошвырнулся для начала по всем лесо- продавцам, договорился за отходы и обрезки по полцены (1200-1400 грн за куб) липы, взял пол куба , наклеил разных щиточков от18х24 до 30х38, толщиной 1, 6-2, 4 см...

Не в упрёк преподавателям, все методики обучения построены на типовом процессе - ВСЕ режут сначала орнамент, потом ложку. Но, парни, есть сомнение - ведь все люди разные, одним сначала пойдет плоскость, другим объем. Есть ли способы выявления, а что интересно каждой конкретной личности, или всех под одну гребёнку - пусть учатся плавать?

За это сообщение сказали спасибо Николай Мильков, Павел Терновых +2

( 50 грн с человека примерно 12-13 руб)
На сегодня 50 грн = 125,5 руб. по курсу ЦБ России. Раньше гривна была дороже (1:4)
Думаю, что резать нужно начинать с плоскости, так меньше вероятность получить травму. А вот когда нож в руке станет "послушным", тогда уже не важно, что резать: плоскость или объём.

моя теория вовлечения в нашу резную секту ))) основывается на убежденьи, что все люди делятся изначально, физиологически на рельефников и объемников (по строениию мозгов). И, если загонять объемника в геометрии или кудринке, то есть шанс потерять неофита.

За это сообщение сказали спасибо Анна ДАРБИНЬЯН, Павел Терновых, Сергей Грушин +3

Резчик должен уметь работать во всех видах резьбы. На геометричке, обычно ставится рука и прививается чувство инструмента, потом можно усложнять задания. У нас в училище, так и было, но мне не посчастливилось пройти курс обучения последовательно. Попасть в этот вуз без блата было не возможно, потому пришлось сделать, как научили..., вырезал три разноплановые работы : ложку, типа, африканскую маску, панно с фигурной композицией и перед экзаменами пошёл к директору.., слукавил, сказал, что договаривались с ним три месяца назад о том, что привезу работы показать... Егор Аркадьевич заинтересованно закачал головой, как бы припоминая . . , короче, после экзаменов меня одного поздравила комиссия с поступлением, остальным сказали ждать результата по почте... На занятиях и на практике все резали геометричку и заказы мебельных накладок на фабрику, зарабатывали деньги, а мне давали делать, только творческие работы, которые разрабатывал на уроках композиции.., зарабатывал меньше, чем другие на потоке. А, ставить руку, и точить инструмент, как положено, пришлось, уже спустя пару лет после диплома, жизнь заставила участвовать в кооперативном движении, вести бригаду резчиков, вспоминать на ходу всё "задним числом", что видел раньше и натаскивать других. Из нашей учебной группы по училищу, численностью более 30 чел, в последствии, резьбой стали занимаются три человека, те, которые имели опыт и до училища.., вся группа без исключения была по "блату".., кроме меня...1

Сколько помню свое деревянное детство, в руках всегда был перочинный ножик и сосновая доска. СТРУГАТЬ - первое слово, которое узнает пацан на улице в плане ремесла. Стругали ножи, "пистики", ружья, самолеты на веревочке - это были наши первые скульптуры. Но разве мы резали рельефы? Вот в чем вопрос - с чего начинать обучение

За это сообщение сказали спасибо Геннадий Горшков, Павел Терновых, Сергей Лукинский +3


Обучающий должен предлагать несколько вариантов изделий с несложной геом. резьбой : разделочн.. лоска, ложка, шкатулка и т. д...
Дабы разнообразить в свободное время вечерние посиделки плавно перетекающие в ночное злоупотребление самогона, решил на первом курсе резать из яблони, такой "подсвечник-гном", высота фигуры - 23 см . . . В то время проклинал эту породу дерева.. Вышло корявенько, но старался.. ( дат. 1983 г. ) :



не хило для первокурсника!!!

Задумывал делать подставку к этой работе, но когда вырезал, оказалось, что она имеет устойчивость и без подиума.., как-то так получилась сбалансированной...

Олег, я тоже так думаю И в студии, где я е была связана жёсткой программой, можно было начать со скульптуры (очень простенькой), барельефа (тоже очень простенького) или контурной резьбы. Геометрия детям как-то не давалась, а скульптурки и барельефы резали с упоением - персонажей компьютерных игр, фильмов, мультфильмов, собственные фантазии. Рука ставилась постепенно в процессе и, когда на более сложных работах требовался декор и подробная детализация, элементы геометрической резьбы осваивались на раз.

ТЕМА ДОСТОЙНАЯ ВНИМАНИЯ -- ДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ С ДРУГИМИ ! У каждого обучающего ( некоторые с опытом становятся учителями , педагогами ) вырабатывается со временем свой метод преподавания . Так считаю случилось и со мной .Но замечу , учителем становится не каждый . Если получаешь удовольствие делиться знаниями с другими , радуешься их достижениям , стараешься понять и уважать каждую личность -- бОльшая гарантия успеха в преподавании . Если не против , поделюсь своим методом обучения , может кому пригодиться . В начале пытаюсь понять, что за личность , что его интересует ? Занятия индивидуальные , с каждым на его уровне понимания и скорости освоения . Программа обучения в основном одна .Исключение для тех , кто пришёл , уже пытался вырезать до меня .Программа для начинающих , как мы говорим " С НУЛЯ " , следующая : 1 - освоение способов держания режущих инструментов , что б резать дерево , а не руки ... . ШТИХЕЛЕМ учу вырезать контурный орнамент , подсказывая как держать двумя руками . ( вырезают 2-3 не сложные картинки ) .2 -- Осваиваем резьбу косяком ( особо опасен ) , удерживая его в кулаке ( познаём геометрический орнамент ) , одновременно даю понять в каком направлении резать по волокнам . 3 -- учу двум приёмам держания от пальца и на палец " универсального ножа " с узким носиком , осваивая плоский рельеф , ( созданный мной на основе русского орнамента ) . Здесь также вырабатываем понимание резьбы по волокнам . Кто интересуется , эти 3 урока есть в интернете . Дальше предлагаю резьбу рельефа с опущенным фоном . Для этого , кроме освоенных резцов , добавляем стамески плоские и овальные разной ширины , радиуса и конфигурации ( клюкарзы , Г- образной формы ) , всё что приобрёл ученик к этому времени и что не хватает , добавляю из своего запаса . Здесь учу видеть глубину , разницу высоты основных форм и деталей , После вырезания рельефа , борельефа , предлагаю объёмный предмет , т.е. скульптуру , это ложка , черепаха и кто что пожелает . К этому времени ученики уже режут , что то дома сами , принося на консультацию Я поощряю самостоятельную работу . А дальше " СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ " ...Некоторые продолжают заниматься , творя своё по желанию , посещая раз в неделю и реже , другие посещают 2-4 года 1-2 раза в месяц . К радости за 38 лет преподавания не мало тех , кто не расстаётся с резьбой и со мной , создавая свои " шедевры " для души и заработка ради ! УЧАСТВУЮТ НА ВЫСТАВКАХ , КОНКУРСАХ , МЫ ОБЩАЕМСЯ , СО МНОГИМИ ДРУЖУ ! ЕСТЬ И ЗАМЕТНЫЕ МАСТЕРА -- ОЛЕГ РАЙКИС , САША КРЯЧКО , ИГОРЬ БАЗЫКИН , СЕРЁЖА ПЛОХИХ , АНДРЕЙ ЧЕРНЯЕВ , ЕГОР БАГРЕЕВ , МИША АРХИРЕЕВ , АННА ДАРБИНЬЯН и т.д. , всех не вспомню сразу . . ОЛЕГ , ПОМНИШ ДНИ В НАШЕЙ ДУШЕВНОЙ МАСТЕРСКОЙ ? Кто желает . поделиться своим отношением , умением , опытом в обучении взрослых и особенно детей , пишите !Сейчас в основном учу взрослых , а раньше лет 25 занимался с детьми в лагерях . школе . ( 20 лет на Чёрном море в лагере Большого театра ) . ДЕЛО ДОБРОЕ И КРАСИВОЕ . ДЕЛИТЬСЯ С ДРУГИМИ ! ЖЕЛАЮ УДАЧЬ ВСЕМ , КТО ПОМОГАЕТ ТВОРИТЬ ДОБРО И КРАСОТУ ! МИХАИЛ .

Очень важно организовать расстановку верстаков. Проверенно на практике то, что эффект творческой атмосферы и учебного процесса повышаются, если учащихся не припирать лицом к стене, а усаживать за один большой, общий стол ближе к окнам. Обучающий мастер может находится в торце этого стола или рядом за отдельным столом, так, чтоб иметь обзор происходящего процесса, но обязательно при этом, наставник должен сам резать свою, какую-то работу, ученики периодически подходят, смотрят, как там у мастера, советуются, иногда мастер проходит смотрит, подсказывает, показывает класс игры гроссмейстера... Когда учился в ДХШ, очень нравились занятия по скульптуре и рисунку, преподаватель Валентина Ивановна сидела за своим рабочим столом и всегда делала творческие работы, выполняла заказы резных панно, чеканку, папье-маше, пришлось всё это перепробовать тем, кто желал, она давала свои инструменты, показывала приёмы...

Сижу в парке, пью пиво. Вижу, мальчик лет 12-ти стругает палку, обдирает кору, мама рядом ходит. Блеснул знаниями - говорю, мальчик, так ты порежется, если будешь стругать на себя. При маме показываю ему как резать от себя и на себя. Мама радуется, достала другой складной ножик швейцарский - на сынок режь. Только отвернулись оба, пацан порезался. Орал бирюк, пинал нож и палку, мы ему подорожник прикладывали. Дети екелэмэнэ

Похоже,мама понравилась.................А про методику в резьбе-дерева,бумаги,...какашек(мей би) зависит от пристрастий учителей...Олег Свечкарёв точно описывает "методику" преподавания в тотально заштампованной системе из которой он и вылупился.Методика называется-совковый тромбофлебит...по всем направлениям....А иссюсьтво "делают" самородки и им,самородкам,глубоко по фиг методики обучения......Сами разберутся..........со временем,не с перворазья....Дорогу осилит идущий.

Александр, позвольте не согласиться. В СССР образование было на достаточно высоком уровне. И методика, описанная Олегом, не так уж и плоха. У нас было что-то похожее. Наш Учитель всегда тоже что-то делал вместе с нами, то резал, то рисовал...

(Ответ на #26)

Читай внимательнее...мама достала ножичек - не хочешь а отвернешься от малыша.... В Доме Пионеров наш препод собирал всякие сучки, загогулины...., а мы раскрыв рот смотрели как он одним ножом в пару движений превращал какую либо незатейливую корягу или сучковатую ветку в образ,.. Чаще мультяшный, но тем не менее нам было интересно... Я показал ( нарисовал) при детях пару орнаментов, объяснил закономерность и дал им задание дома прорисовать... Был удивлен некоторым хитросплетениям на их рисунках когда пришли на следующее занятие..... Пусть по детски, но задатки есть..

За это сообщение сказали спасибо Олег Яшкин +1
(Ответ на #28)

К примеру, мне не довелось застать преподов- мастеров владеющих навыками и уровнем старой школы, администрации было удобнее набирать в мастера из бывших студентов училища, для решения своих, специфических задач . . . Учились в основном друг у друга, у старшекурсников, смотрели образцы работ на стендах... Приезжали по обмену резчики из Болгарии, ЧССР, смотрели круглыми глазами на то, как мы бегаем к электронаждаку править войлоком стамески... В ответном посещении их училищ, открыли для себя диковинную технологию заточки и правки резцов.., заточка производилась только на брусках и коже, электронаждаков не было вообще, всё классически. У дружков по соцлагерю, технологический цикл не успели нарушить за 37 лет строительства коммунизьма, резная техника чёткая, без всякой наждачки . . .

За это сообщение сказали спасибо Олег СМИРНОВ, Павел Терновых, Сергей Грушин +3

Василий,по поводу высокого уровня образования в совке-штамп известный.Правда,сравнивать не с чем.Сами себя утешаем.А..... в остальном,ребята пишут "по делу"...."Мы все учились по немногу,чему нибудь и как нибудь"......По методикам,зачастую совершенно разным,но дающим (для упрямых и трудолюбивых) похожий,на выходе,результат.....Важнее не методика а личность учителя.........мей би.

За это сообщение сказали спасибо Василий Колышкин +1

Важнее престиж учителя и уважение в обществе. Без этого не будет авторитета учителя перед учениками. А без авторитета не будет и восприятия, понимания, не будет самого обучения.

В основе творчества всегда лежит чуство протеста! (с) П.Л. Капица

За это сообщение сказали спасибо Михаил ИЛЬЯЕВ +1

УЧИТЕЛЬ -- ЭТО ИГРАЮЩИЙ ТРЕНЕР ! Личный пример и успех в творчестве и мастерстве педагога , положительно действуют на учеников . Тебе больше верят и , надеюсь уважают . Надо стараться с каждым , кто тебе поверил и пришёл поучиться , наладить дружеские , доверительные отношения ( с некоторыми на долгие годы ) . Вы становитесь друзьями по общему интересу , увлечению . Я на занятиях стараюсь шутить , предлагаю забыть проблемы быта на эти 2-3 часа , получать удовольствие от того , что познают мозги и руки . Не делать прежде временные выводы в первых неудачах , преодолевая самолюбие , выполнять точнее , что предлагаю . Терпеливо выполнять начальные способы резьбы , особенно не интересные приёмы срезания , множества повторов одинаковых срезов ( фон , фактура поверхности предмета , умение терпеливо шкурить поверхность и т.д.) ТЕРПЕНИЕ , СТАРАНИЕ , ТРУД К ПОБЕДАМ ПРИВЕДУТ ! И , КОНЕЧНО УВЛЕЧЁННОСТЬ , ДАЖЕ ЛЮБОВЬ К ТАКОМУ УДИВИТЕЛЬНОМУ РУКОДЕЛИЮ И ТВОРЧЕСТВУ ! У меня полным ходом идёт набор учеников , кто желает , жду! УЧИТЕЛЯ , кто уже обучает , приходите 28 --9 на нашу 1 встречу коллег на ХУД СОВЕТ у самовара . Приглашаю резчиков и зрителей 15 октября на 18 МОСКОВСКИЙ КОНКУРС , В ЧЕСТЬ 140 ЛЕТИЯ СКУЛЬПТОРА СТЕПАНА ЗРЬЗИ ! В Московском Доме творчества .ЖЕЛАЮ УДАЧ ОБУЧАЮЩИМ И НАЧИНАЮЩИМ ! МИХАИЛ .

Страницы