История резной табуретки

Раздел:

дата публикации 14.04.2011 г. в 00:00
  • 3
  • 23124 просмотра
  • 25 комментариев

Мой деды были столярами и плотниками - вот, видимо, гены и задали нужную тягу... Освоившись на поприще любительской резьбы по дереву, искренно полюбив художественную стружку, потянуло меня и к столярному делу. Захотелось сделать своими руками небольшую мебель, покрыть резьбой. Заодно сверить свои ощущения, отыграть сценарий "а был бы столяр?"

Резьба и столярное дело

анекдот от Михаила Ильяева:


Один резчик спрашивает другого:

- Почему ты работаешь сидя?

- Пробовал лежа, неудобно!

Удивительно, насколько близки резьба по дереву и столярное дело, ... и насколько они далеки друг от друга. Ведь очень редко резчик - он же и столяр. Почему? Не уверен в точном ответе. Быть может, устройство мозгов. Столярные люди, возможно, более выносливые на длинной дистанции "от проекта до результата", и более "прямолинейные".. Резчики же - спринтеры, им быстрее давай результат? Или так: резчики ближе к художникам, а столяры к ремесленникам?



Резьба по дереву более демократична, чем столярное дело. Резать можно на балконе, на кухне, даже за письменным столом, или вообще на коленках. А столярным ремеслом заниматься на кухне, балконе невозможно, и здесь главное ограничение. Нет у большинства из нас возможности заниматься "столяркой". Но, уверен, если захотеть, варианты можно найти: оборудовать дачу, гараж, найти столярную мастерскую и договориться и т.д. Осваивая столярное ремесло, можно расширить спектр своего творчества в сторону художественных, но более функциональных, "житейских" вещей, нежели традиционные для резчиков-любителей фигурки, поделки.



Я записался в школу известного столяра-реставратора Всеволода Полтавцева: http://forum.woodtools.ru/index.php?board=66.0. В этой школе царит дух учителя, дерева, дружбы и строительства. Смотрите

фильм-зарисовку о столярной школе



Первое, что меня спросили ребята в школе - как твое отчество?



- Станиславович, говорю, а что?



У столяров принято называть друг друга по имени-отчеству, во как! Причем, не только в школе Всеволода Полтавцева, а, как оказалось, везде! Сговорились, что-ли? Или мода такая в столярной конфессии, я так и не понял. Но по имя-отчеству кличут без пафоса, скорее это какая-то веселая игра: "Олег Станиславыч, чайку?". А спустя минуту и без отчества, а потом опять по имя-отчеству, короче, без всякого протокола.

Резчики работают сидя, а столяры работают стоя. Сидя столярить неудобно, хотя меня, резчика-любителя, первые месяцы все время тянуло присесть. Да и еще плюс конфликт навыков, столярных и резчицких. Там где столяр работает исключительно стамеской, меня тянуло залезть ножом.

Основа столярного дела, как я уяснил с потом и ссадинами - это линии и углы. Можно обчитаться книжек с интернетом, наслушаться советов друзей-столяров, но так и не стать столяром. Потому что сначала нужно выстрогать рубанком идеально ровный параллелепипед из деревянного бруска. Это очень не просто для новичка. Очень не просто состыковать две рейки в рамку под 90 градусов, а также пристругать плоскости реек для склейки. Потому что малейшая ошибка в распиле, выстругивании даст щель. А щель у столяров - это непрофессионально. Плоскости, линии и углы преследуют начинающего столяра каждую минуту.

Табуретка

Мебель начинается с табуретки. Табуретка - это прекрасный "тренажер" для начинающего столяра (но только после пары месяцев обязательных штудий на ровность строгания, пиления, соединений).


Поскольку я не искушен в гармонии мебельных форм, для первого своего опыта выбрал готовый проект, из книги Ольги Струговой "Мебель в русском интерьере конца XIX - начала XX веков". Автор этого проекта, известная художница Е.Д.Поленова, табурет изготовлен в 1870-х годах, сейчас хранится в Государственном историческом музее. В разных книгах я встречал небольшие модификации этой табуретки. В проекте я позволил себе немного вольностей, и даже умонтировал в табуретку один прикол, но об этом чуть позже.



С виду-то все просто! Нарезаешь на циркулярке заготовки, простругиваешь детали до нужных размеров, выдалбливаешь пазы, вырезаешь шипы, соединяешь, отделываешь...



В процессе отрабатываешь с подсказки учителя и коллег массу полезных приемов. Например, дуб в торец проще резать, если побрызгать водичкой - стружка становится "пластмассовой". Вообще, дуб сильно и приятно удивил, полюбил я дуб! Неоднородный, и с виду хрупкий, но на деле очень пластичный и хорошо держит детали.



Столяры придумали для облегчения своей работы массу полезных приспособлений. Вот на фото донце для пиления. Есть еще донце для строгания торцов рубанком, и много, много, много разной-другой оснастки. Слышал байку (а может это и не байка?), что в "тогдашние" времена начинающий столяр сам себе делал инструмент: сначала рубанок, потом этим рубанком малку... Справа на фото - моя самоделишная киянка из корня акации.



Приспособление для склейки щитов из реек.



Трещина на ножке. Всеволод Борисович показывает как ее ремонтировать. Обрезок ленты от рулетки - это инструмент для запихивания клея в трещину, называется "подпускалочка".







А вот и еще один из моих косяков. Как ни старался держать углы и блюсти линии, после сборки половинок получился винт. Всеволод сказал не смертельно, что "при сборке удавим".



Сборка-разборка конструкции "насухую" дело увлекательное! - ...дцать раз, пока все не срастется.



Резьба

Узоры удобно разрабатывать (повторять с картинки-образца) на бумаге-миллиметровке. Делаем рисунок сначала на половине, ищем гармоничную линию, потом сгибаем лист, прокалываем иголкой реперные точки и прорисовываем вторую половину. Переводим рисунок через копирку на детали и начинаем резьбу.



Профессиональный способ рельефной резьбы заключается в следующем: сначала полукруглыми стамесками и уголками разных профилей накалывается контур, затем работается сам узор.





Самая физически трудоемкая операция, и с непривычки неприятная - накалывание, а подрезка, напротив, зело приятна и скора. Накалывая узор, с непривычки потянул руку, или нерв защемил.. Зато открыл еще один способ резьбы, любительско-дилетантский, "щадящий", доступный даже для нежных женских рук при резьбе по твердой древесине. Возьмите нож-косячок как авторучку и проведите по узору, без особого нажима, оставляя легкую царапину. Затем этим-же косячком подрежьте линию с боков. Получилась ограничительная канавка. Дальше работайте стамеской, снимая материал до канавки. Углубляйте канавку косячком.



Сеточку можно работать без стамесок.



Обсуждаем с Игорем Федотовым, как будем сажать сидушку на шканты. Многие столярные операции лучше делать вдвоем.







Ну вот, а теперь можно и посидеть!



Покрыл готовую табуретку восковой мастикой с легкой патиной "Borma Antik Wachs" (оттенок "светлый дуб"). Слегка "состарил" табуретку мелкой шкуркой, задал светотени. С возрастом дуб еще потемнеет. Всеволод Полтавцев сказал, что такую табуретку можно сбросить с восьмого этажа, и не факт что она сломается. Вес 9,15 кг.





Отсебятина

Коллега Антон подсказал, что неплохо было бы сделать у табуретки двойное дно. Тогда-то и родилась небольшая отсебятинка - прорезь на сидушке под руку - она же щелка для копилки. Получилась табуретка-копилка.





Спасибо Завитаеву Алексею за фотографии!

Комментарии

от жадности и статью написал, и в работах табуретку выставил! Переношу из работы комментарии сюда, прошу прощения, на столярную тему хотелось бы в статье поговорить!

#39359, 14.04.2011, 17:10, Сергей Жигайло

Олег, я как фото увидел - подумал, что это маленькая "игрушечная" табуреточка.
Открыл фото - а ты замахнулся на большое искуусство, вона какой размер :) :) :) Наверное много времени и сил потрачено (надеюсь рука поправится).
Теперь без шуток, табурет хорош. И резной отделки в самый раз - ни много, ни мало. Может послужить и парадным образцом и "рабочей лошадкой" - смотря как богато отделаешь.
Спокойная добротная вещь, надеюсь прослужит долгие годы...
Тоже хочу сидеть на дубовом стуле.

#39364, 14.04.2011, 17:37, Александр Точилкин

ЗдОрово,Олег,заразительно даже!Отличный табурет получился-вечный,гармоничный,с секретом!Жаль условий для столярки нет и дуб я ни живой не мертвый никогда не видел.Можно конечно и из сосны что то поизобретать,но "сосновый табурет" звучит менее громко,чем "дубовый табурет".Очень интересный мастер-класс получился-СПАСИБО!УСПЕХОВ!Олег,это под монеты какого достоинства прорезь сделана?

#39369, 14.04.2011, 18:08, РУСЛАН ОСТРОВ

Добротная, хорошая вещь, просто и душевно.
Чуствуется склад и характер мастера.
От суеты, Господа, от суеты бегите !

#39371, 14.04.2011, 18:20, Сергей Жигайло

Мастер-класс увидел после просмотра самой работы. Табурет трудовой.
Олег, очень интересно - думаю ты многих, кто ранее не пробовал заниматься столяркой, подвигнешь на подвиги.

14 апреля, 2011 - 20:36
Аватар пользователя Лидия БЛАЗНИНА

В семье появилась нужная вещь,а Олегу Станиславовичу -уважение.Этот табурет ,до правнуков доживет.

14 апреля, 2011 - 21:22
Аватар пользователя РУСЛАН ОСТРОВ

Мне очень понравилось, что всё по домашнему- пилочкой, ножичком( образно).
Увиденное согрело.
Всю жизнь работаю в производстве столярном, вокруг "станки, станки".., а так хочется ЛИЦО увидеть :)))
Знаете этот анекдот о проктологе и гинекологе :)
Замечательно всё выглядит.
Здесь мы соприкасаемся с хрестоматийной уже передачей о японском столяре, где понимаем на примере Японии(!), ЧТО РУЧНОЙ ТРУД УВАЖАЕМ (а не только ценится)...
Олег сделал и у нас -ШАГ В ЭТОМ НАПРВЛЕНИИ.

14 апреля, 2011 - 22:10
Аватар пользователя ak

отлично , Олег!
Малость пропорции высоты и ширины смущают.

Спасибо! Табуретка уже прижилась дома, хоть и не в стиле интерьера. В силу своего тектонизма работает прикроватным столиком, наполняется деньгой!

Руслан, при единичном производстве быстрее сделать столярную вещь почти полностью руками.

15 апреля, 2011 - 05:35
Аватар пользователя Лидия БЛАЗНИНА

Олег,может на сайте,показать линейку дизайерских табуретов? Думаю у многих найдутся яркие работы (авторские или по мотивам),уж больно тема интересная.

15 апреля, 2011 - 05:40
Аватар пользователя Лидия БЛАЗНИНА

извините(дизайнерских)

Уважуха!!! свой человек Смирнов. Меркурий" над ним не давлеет..

Лидия, так на форуме есть музей табуреток: http://rezbaderevo.ru/forum/index.php?topic=972.0

Цитата:
-------------------------------------------
Трещина на ножке. Всеволод Борисович показывает как ее ремонтировать. Обрезок ленты от рулетки - это инструмент для запихивания клея в трещину, называется "подпускалочка".
-------------------------------------------

.. Хорошо загонять клей в трещины, с помощью мощного 50мл. шприца, называется " Засадилов" Если невозможно засунуть иглу глубоко в трещину, то предварительно можно просверлить тонкое отверстие к трещине. Под давлением, клей заполняет все извилины трещины. Мелкие шприцы не подойдут, так как очень тонкие иглы, а через эту можно даже дышать:)

...

15 апреля, 2011 - 13:00
Аватар пользователя Борис Иванов

А меня мучает вопрос:У Шпака магнитофон,у посла медальон!Зачем надо было шип рубить на сквозняка под царгу?

Борис, мне так захотелось!

Олег, а какой клей профессионалы используют?

Любишь дерево? Тогда лучше "на ты")

15 апреля, 2011 - 19:14
Аватар пользователя РУСЛАН ОСТРОВ

D 3

Нашёл черз Яндекс такой "Момент Супер ПВА D3" пузырёк серый. Я в хозяйственном магазине его видел, но не знал, что это волшебный D-3.
Руслан, спасибо - попробую при случае.

Любишь дерево? Тогда лучше "на ты")

15 апреля, 2011 - 20:14
Аватар пользователя РУСЛАН ОСТРОВ

Лучше всего Акза-Нобель (швейцарский) токо название по англицки.
Местные некоторые научились неплохой делать из зарубежных компонентов, но потделок остерегайтесь :)

Titebond и Kleiberit

15 апреля, 2011 - 21:19
Аватар пользователя Борис Иванов

Ну Kleiberit,это тот же ПВА или В3-тот же ПВА только влагостойкий.
Олег,я понимаю слово ХОЧУ в сознании доминирующее,ни куда от него не деться.

Боря, так я с тобой и не спорю, но разница в нюансах. Может ты хотел услышать другие ответы, тогда сформулируй вопросы по-другому

15 апреля, 2011 - 22:36
Аватар пользователя Борис Иванов

Да не Олег,я подумал ,что вы пролетели с шипами,а тут всё просто оказалось,так задумано изначально.

Шип наружу делали в аутентичной старорусской мебели, вот и сымпровизировал слегонца. Оригинал-стилизация Поленовой по-определению интересней, поскольку начальный-авторский, это понятно.

Олег, восхищен.
Хочу напомнить об отношении к инструменту из своей прошлогодней статьи:
http://www.rezbaderevo.ru/images/mitushin_03_01.jpg
http://www.rezbaderevo.ru/images/mitushin_03_02.jpg
http://www.rezbaderevo.ru/images/mitushin_03_03.jpg
Мне кажется, что прикладные вещи, т.е. те которые можно использовать в быту, интереснее для окружающих, чем наши попытки "Креативить".Я конечно имею ввиду мастеров средней руки, типа себя.
Конечно основное ограничение - мастерская, а так бы многие пошли этим путем, уверен.
Еще раз спасибо, тоже хочу теперь пойти поучиться.
Надоело быть самоучкой-недоучкой.

Виктор, спасибо на добром слове! Цитата: "Мне кажется, что прикладные вещи, т.е. те которые можно использовать в быту, интереснее для окружающих, чем наши попытки "Креативить"."

Это очень важная мысль. Художниками становятся (рождаются) не все, а невостребованные никем поделки-фигурки рано или поздно становятся камнем преткновения у мастера. Столярное дело+резьба - прекрасный вариант самореализации, и творческой, и финансовой.

12 декабря, 2011 - 17:04
Аватар пользователя Володя

Оооооууу!!!... Ну ничего себе!... Вот это великолепный и замечательный шедевр, не побоюсь этого слова!!! Такой предмет достоин уважения и восхищения!

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье