25 сентября, в СРЕДУ, приглашаем всех желающих на встречу мастеров в школе Михаила Ильяева к 18 часам. Худсовет, чай-кофе, общаемся! Первая встреча после летних каникул!

Визитки мастера

орех, 2004 г.
не выбран
орех, 290х200мм., 2011 г.

Мастер-класс по отделке ложи для охотничьего оружия МЦ-109

Раздел:

дата публикации 04.11.2007 г. в 00:00

Мастер-резчик: Простянкин Валерий Алексеевич (г. Тула)
Начало работы: 25 сентября 2007
Завершение работы: 28 октября 2007 г.
Материал изделия: орех (комель).
Материал всечки: серебро
Материал инкрустации: кость, перламутр



Если есть желание и немного таланта, то можно научиться всему. Я просто хочу показать, на примере своей работы, как я это делаю. Прежде чем начать резать и украшать приклад ружья, нужно мысленно представить, что ты или твой заказчик хотел бы на нем увидеть. Первым делом придумываем эскиз резьбы и всечки на прикладе (ложе), но сначала надо знать, что будет делать гравер на металлической части ружья-коробки и согласовать с ним орнамент, вставки, животных.

Ну вот, эскиз составлен и переведён на ложу.


нажимайте на фото для увеличения

Всечка серебра

Там где эскиз орнамента и всечки симметричен, всё должно быть ровно на одном уровне. Теперь можно прокалывать и канавку под всечку. Всечка делается серебром, протянутую в проволоку диаметром 0,47 мм., а затем вальцами прокатанная до толщины 0,24 мм., при ширине 0,76 мм. Прокол всечки я начинаю прямой стамеской на глубину 1 мм. и по мере закручивания завитка постепенно меняю большой радиус стамески на меньший.

Закончив с прорезкой, начинаю всекать уже подготовленную серебряную нить в канавку. Здесь ничего сложного, главное направлять и предавать серебряной нити направление завитка канавки.



нажимайте на фото для увеличения



А там где всечка пересекается с канавкой, тоненькой стамеской пересекаю серебряную нить и продолжаю закручивать спираль завитка. В конце спирали нить аккуратно обрезаю и забиваю метал вровень с деревянной поверхностью. Сопряжение всечки - это когда из одной нити выходит один или несколько завитков. Чтобы сопряжение получилось плавным, кончик серебра расплющиваю молотком на металлической поверхности. Прямой стамеской обязательно поправляю канавку, где расходятся нити (сопряжения) и вставляю проволоку вплотную к уже вставленному завитку, закручивая спираль другого завитка. Когда серебро всёк, надфилем зачищаю метал с деревом добиваясь ровной поверхности. На этом этапе всечка серебром закончена.



нажимайте на фото для увеличения



Прокол под резьбу, или плетёнку, или под растительный орнамент я делаю глубже приблизительно на 3 мм. Начинаю с прямой и постепенно переходя к стамескам разного диаметра. Но чтобы добиться симметрии орнамента, стамеской делается прокол сразу двух одинаковых элементов или части этих элементов.

Переходим к растительному орнаменту, который уже проколот и начинаем выбирать узенькой стамеской фон. Глубина прокола и определит высоту резьбы над фоном для последующей обработки.



нажимайте на фото для увеличения

Инкрустация костью

После всечки серебром переходим к инкрустации костью. Но сначала из костяных пластинок толщиной до двух миллиметров я выпиливаю лобзиком листики, цветочки, птиц, которые есть в этом эскизе. После опиливаю их надфилем, придавая вставке из кости окончательный и ровный контур, как на эскизе. Каждый элемент вставки помечаю на рисунке, чтобы знать, откуда и куда его вставлять.

Теперь перехожу к инкрустации. Беру выпиленный цветок и прикладываю на ложу, как нарисовано на рисунке. Придерживая вставку надфилем, острым карандашом обвожу контур вставки. Карандаш будет лучше виден, если предварительно на тёмный орех нанести что-то светлое. Я пользуюсь пылью от перламутра.



нажимайте на фото для увеличения



Начинаю прокалывать контур прямой узкой стамеской на глубину вставки, но не по карандашу, а чуть ближе внутренней части. Почему? Да просто при проколе, стамеска теснит край и расширяет проём.



нажимайте на фото для увеличения



Беру узенькую стамеску и выбираю внутреннюю часть под вставку. Делаю это из середины, чтобы не замять края ореха с наружной части вставки и сохранить их ровными.



нажимайте на фото для увеличения



Место под цветок выбрано и аккуратно вставляю элемент на место. Если элемент не входит сразу, то подрезаю край, который мешает. Усилий я не прилагаю, чтобы не сломать вставку, а постепенно подгоняю элемент по месту. С опытом можно увидеть оттиск карандаша на внутреннем крае посадочного места, - это след вставки на внутренней части углубления, он и показывает где надо подрезать проём.

Когда всё подогнано, и вставка сидит глубоко, я вынимаю её и сажаю на клей ПВА. Промазав дно и внутренние края проёма клеем, я вставляю элемент из кости на уже определённую глубину без лишних усилий, так как клей на водной основе, то края древесины набухают и обжимают вставку.

Но сразу оговорюсь, если при подгонке щель между вставкой и орехом большая и она может и не затянуться, некоторые мастера замазывают щели клеем, смешанным с древесной пылью, но поверьте мне, при олифовке это выделиться чернотой и будет некрасиво.

Всё, вставка из кости на месте, клей высох, и я смело надфилем защищаю кость вровень с поверхностью ложи. Конечно, чем сложнее вставка, тем аккуратнее должен быть подход к работе, а это зависит от опыта мастера.



нажимайте на фото для увеличения

Отделка резьбы

Закончив с инкрустацией, я перехожу к отделке резьбы. Резьба у меня плоскорельефная с выбранным фоном, а буду я резать плетёнку на рукоятки ложи. Она уже проколата, и первым делом обнижаю край плетения. Теперь выделен край рукоятки и фрагменты лиственного орнамента.



нажимайте на фото для увеличения



Прямой стамеской я подрезаю плетёнку, которая ныряет вниз. Здесь всё очень просто, но надо набраться терпения, чтобы всё было аккуратно и не просматривались грани на плетёнке от стамески. Маленькие ромбики фона я мотуарю, но об этом позже.



нажимайте на фото для увеличения



Уголком прорезаю середины лиственного орнамента, чтобы в дальнейшем полукруглой стамеской придать листу форму.



нажимайте на фото для увеличения



Направление стамески зависит от направления волокон древесины. Но в данном случае ложа выполнена из комеля и направление волокон здесь хаотично, приходиться подстраиваться.



нажимайте на фото для увеличения



Теперь переходим к разделке растительного орнамента на ложе. Уже по отработанной технологии я прямой стамеской подрезаю места пересечения завитков.



нажимайте на фото для увеличения



Далее уголком прорезаю канавки в середине лиственного орнамента и в сопряжениях завитков.



нажимайте на фото для увеличения



Это делается для того, чтобы полукруглой стамеской при разделке резьбы было удобно делать плавные переходы. Внутреннюю часть завитка я прохожу полукруглой стамеской небольшого диаметра. С наружной стороны, я закругляю прямой.



нажимайте на фото для увеличения

Фон

После того как резьба разделана нужно заняться фоном. При выборке остаётся некрасивый фон, тем более на комеле. Чтобы его вычистить и сделать ровным это очень долго и кропотливо, да и нет смысла. Лучше всего выделить резьбу орнамента - промотуарить фон.

Мотуар можно сделать из обыкновенного гвоздя, на конце которого сделать острую, мелкую насечку.

Мотуаря фон, я сравниваю мелкие неровности поверхности, и растительный орнамент резьбы немного поднимается.



нажимайте на фото для увеличения



У меня два мотуара. Один побольше - для больших участков, а другой плоский - для узких мест.

Сценка

Ну вот, с резьбой я разделался, осталось главное. На что всегда обращают внимание - это сценка. Она является важным украшением ложи и говорит о принадлежности изделия к охотничьей тематики. Сценка "Собака с уткой" уже предварительно была проколана и выбрана.



нажимайте на фото для увеличения



Я начинаю с заднего фона. Обозначаю уголком стамески контуры растительности берега пруда, и ещё раз выбираю, но уже сам пруд. Не надо слишком углубляться, достаточно 4 мм. в центре, а ближе к краю 1,5 мм. Слишком глубоко - получится яма, а для того чтобы показать объём достаточного и того, что я выбрал.



нажимайте на фото для увеличения



На сценке обнижаем детали, которые ближе к заднему плану.



нажимайте на фото для увеличения



Постепенно снимая стружку, вырисовывается тело и морда собаки. Шаг за шагом и уже видны мелкие детали сценки.



нажимайте на фото для увеличения

Финишная обработка

Это, конечно, смотрится грубо, но я всё больше уделяю времени зачистке проработанных деталей. Следов от стамесок не должно быть.



нажимайте на фото для увеличения



Ну вот, вроде и всё, сценка, да и вся ложа с цевьём готова. Все ровные поверхности ложи зачищены мелкой наждачной шкуркой. Но есть одно но: нужно защитить всю резьбу и ложу от влаги, ведь с этим ружьём будут ходить на охоту!

Для этого я покрываю всё ложу натуральной олифой и не один раз. После каждой олифовки, когда олифа впитается и подсохнет, вся ровная поверхность защищается мелкой наждачкой. Это делается для того, чтобы снять тонкую плёнку олифы и открыть поры древесины для нового слоя пропитки. Делается это до тех пор, пока древесина перестанет впитывать олифу.

И последнее - заполнение пор ореха воском и полировка. На этом отделка закончена. Она считается качественной, если при прикосновении рукой к ложе не ощущается налёт воска и липнущий слой олифы. Только гладкое, скользкое и тёплое ощущение древесины, только после этого я скажу: "Вот и всё!"



нажимайте на фото для увеличения





нажимайте на фото для увеличения



Заканчивая свой мастер-класс, я хочу поблагодарить руководителя сайта, за возможность рассказать и показать как я это делаю. Конечно же, кто-то делает по-своему и это их право. Можно ещё придумывать и усложнять, но в любом случае в свою работу мы вкладываем умение, талант и душу. В каждой сделанной мною работе есть частичка и моей души.

С уважением ко всем, кто своими руками создаёт чудо!

Валерий Простянкин.

Комментарии

Страницы

5 ноября, 2007 - 00:00
Аватар пользователя Александр

Спасибо огромное за статью !!! Очень богатая информация ! Настоящий Мастер класс !! С Уважением !!!

6 ноября, 2007 - 00:00
Аватар пользователя Веретень

Огромное Спасибо. Отличная статья, информативная, без "воды" и богато иллюстирированная. Ждал ее с нетерпением.

6 ноября, 2007 - 00:00
Аватар пользователя Саркис

Эх, тонкая работа! Валерий, язык чешется пораспрашивать вас о технике, инструменте. cтолько нюансов осталось за кадром. Где вы берете такие суперские эскизы, неужели все из головы. или есть шаблоны и наработки? Из чего у вас сделан стол ( мягкий-твердый) резьба на обратной стороне приклада не коробится? Каким лобзиком выпиливаете кость, а пользуетесь лупой, нет? Еще удивило что вы не лакируете, все-таки вещь может бывать в воде. Валерий, и совсем чешется язык (извините!) – СКОЛЬКО СТОИТ ТАКАЯ РАБОТА?

Саркиз!
Эскизы я придумываю сам! Просто каждый раз приходиться рисовать что-то новое под конкретного заказчика, но иногда повторяю эскиз, если просят. Сценки беру из старинных открыток и других источников, шаблоны здесь не подойдут. Размеры и формы изделия разные. Стол обыкновенный письменный, сверху лежит лист резины, чтобы не царапать изделие. Кость я выпиливаю электролобзиком, перламутр-простым лобзиком. За 20 с лишним лет работы лупой не пользовался, теперь, правда, работаю в очках (село зрение). Лак при отделке всё испортит.
А стоимость? Интересно, во сколько вы оцените мою работу (именно работу, а не всё изделие)?

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов +1
6 ноября, 2007 - 00:00
Аватар пользователя Саркис

1500-2000 долларов если цинично, а стоит больше да

Валерий, спасибо. В который раз убеждаюсь, что вся трудность любой работы и технологии заключена в ньюансах и деталях. Сам процесс подобных работ которые делал я мало отличается от вашего (хотя значительно проще). Но результат качества по сравнению с вашей - небо и земля!
Кстати, рисочки и рисунок на кости как затемняете? А так же если материал колкий, что можно предпринять от сколов при забивании проволоки. А за класный показ - спасибо.

За эту работу я получил в четыре раза меньше. Всё зависит от объёма, сложности резьбы и всечки с инкрустацией.
По кости выжигают специальной иглой, это делает другой человек. Если бывают сколы, то просто подклеиваю. Самое сложное, когда сопряжение в 3-5 нитей поперёк волокон. Каждую нить приходится сажать на клей, чтобы не выскочила. А Вам, уважаемый Игорь И., спасибо за оценку моего труда. Вот на Ваших, Игорь, работах увидеть бы мастер-класс? Я бы поучился.

Валера, я спросил свою жену, сколько стоит эта работа (именно резьба)? Она сказала, что не меньше 2000 долларов. Один мой знакомый консультант (он советует акционерам крупных компаний как дальше жить) однажды поведал в чем "правда" жизни: это когда ты выбираешь заказчика, а не он тебя. Мне кажется, ты такого выбора заслужил

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов +1
8 ноября, 2007 - 00:00
Аватар пользователя Леонид .

Тут еще такой момент. Один мой постоянный заказчик, с которым я работаю уже много лет, когда я попытался бунтовать, сказал следующее. Ты можешь, конечно, гульнуть налево получить за свою работу в 2-3 раза больше, но этот кайф через полгода кончиться, а у меня стабильность.
Если Валерий сдает свои изделия постоянному клиенту, который не кинет и не задержит деньги, то это одно, а если каждый раз новый человек, то это другое. Мое мнение - минимальная цена за которую я бы взялся за подобную работу 40 000 рублей. Причем без инкрустации, в которой я не шарю, а только в части резьбы.

Спасибо всем, кто оценил мою работу. Конечно, высокое мастерство должно хорошо оплачиваться, но рынок диктует свои условия, тем более в губерниях. Мы все зависим от свох работодателей, уж слишком специфично это направление.

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов +1

Нет, по моеу мнению ни в коем случае нельзя зацикливаться на одном клиенте (разве что временно зубы на полке). Теряется перспектива развития. Пусть по началу это и не совсем выгодно. Вот в случае с Валерием Вам, Олег, на мой взгляд можно было бы взаимовыгодно поработать. Уж в Москве то элитных охотничьих магазинов хватает, а эксклюзив у Валеры еще тот...Ну, конечно, если помечтать...

Спасибо за подсказку Игорь. Может всё-таки москвичи помогут выйти на хороших заказчиков.

13 ноября, 2007 - 00:00
Аватар пользователя Грек Слонов

Оценка 5+,бесподобно " Кросота спасёт мир"

За это сообщение сказали спасибо Александр Ганненко +1
14 ноября, 2007 - 00:00
Аватар пользователя Дмитрий Засорин

Валерий добрый день!
Не в деньгах дело, хотя без них никуда.
Попробую без металла, а так просто КЛАСС-МАСТЕРСТВО. По моему мнению работа стоит примерно 40-45 тысяч.руб. и это без металла. На счет того кто кого выбирает...еслиб все так было просто.....зналбы прикуп жил бы в Сочи (тем более сейчас). Я вот тоже по жизни не тем занимаюсь. Резьба как хоби, а работа...

15 ноября, 2007 - 00:00
Аватар пользователя Олег

Снимаю шляпу!!!

За это сообщение сказали спасибо Александр Ганненко +1
19 ноября, 2007 - 00:00
Аватар пользователя Николай

Валерий Алексеевич ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Случайно не планируете организовать видео мастер-класс резьбы по дереву, инкрустации, всечки? Думаю, что жаждующих увидеть будет предостаточно и оценить Ваш труд, в том числе материально.

Николай, Вы даже, по имени и отчеству это уважительно, спасибо! Организовать видео мастер-класс резьбы по дереву просят многие. Я убедился на 9 Московском конкурсе резчиков по дереву. Видео мастер-класс конечно нагляднее, но у меня нет цифровой видеокамеры. А так, я бы мастер-класс сделал бы с подготовки рисунка до конечной отделке - но это только планы.

Валера, присоединяюсь к просьбе Николая. По возможности сделай видео-курс. Сокращенный вариант мастер-класса можно опубликовать на нашем сайте, а полный курс продавать на диске.

Поделюсь одной идеей, которая гложет меня уже который год. Телеканал "Мастер" - а? С утра до вечера одни мастер-классы: резчики, кузнецы, вышивальщицы, парикмахеры. Man at work - это зрелище завораживает. А то сплошная попса на экранах.. Ну хоть в Интернете можно сделать, слава Богу.

Уважаемый редактор! Попробую сделать видео мастер-класс на небольшой работе, но это пока в планах. По оборудованию мне уже обещали помочь.
А телеканал "Мастер" - это неплохая идея. Есть у меня и некоторые раннее готовые работы на видео, но как их показать всем? Надо обсудить.

Валерий,присоединяюсь к хору мастеров со своей высокой оценкой работы.Если она теплая на взгляд,представляю как же хорошо держать ее в руках.
Насчет цены тоже выскажусь.Месяц работы хорошего ремесленника-минимум 25000-30000 руб.На художественную работу берем коэффициэнт 1.5-1.7.и считаем по минимуму и по максимуму.Если у Вас в губерниях заказывают такие работы,то должны и понимать сколько они стоят и это понимание к ним,заказчикам, приходит от мастера,за сколько он берется делать.
Советы советамии,но Вы Алексей смотрите по ситуации,но себя в обиду не давайте.С уважением Михаил.Удачи.

За это сообщение сказали спасибо Митя яковлев +1
3 декабря, 2007 - 00:00
Аватар пользователя Илья

Я думал, над такой работой нужно полгода корпеть... Здорово!

6 декабря, 2007 - 00:00
Аватар пользователя Марик

Одно знаю наверняка:ТАК я не смогу никогда..
Уважуха Валерий.

7 декабря, 2007 - 00:00
Аватар пользователя карпиков сергей

самое грустное,в этой истории,что мастер,слепя глаза,работает за сущие гроши,когда менеджер средней руки,получает бонусы во много раз выше..

За это сообщение сказали спасибо Митя яковлев +1

Сергей, спасибо за понимание и поддержку.

12 декабря, 2007 - 00:00
Аватар пользователя Артём

красота да итолько

21 января, 2008 - 00:00
Аватар пользователя Александр

Всё очень красиво , но сам-то свои изьяны видиш .
Я попробую что нибудь сотворить , но хотелось бы пообщаться с таким мастером , хочется знать тонкости .С УВАЖЕНИЕМ к ВАМ и ВАШИМ работам \Александр/

15 апреля, 2008 - 00:00
Аватар пользователя IVAN

PROSTO SYPER,IABI ZAKAZAL REZBY ESLIBI TAKOI MASTER ZILBI V GRETSII.

26 мая, 2008 - 00:00
Аватар пользователя Бигль

Восторг!
Очень красиво !!
спасибо за поучительный рассказ!

7 августа, 2008 - 16:46
Аватар пользователя Людмила

Большое спасибо за мастер-класс!!! Это действительно класс! Я начинающий резчик.Большенство книг мне не доступны ,так как живу в Недерландах.Здесь тоже есть своя техника.Но мне не нравится,нет теплоты что-ли.и практически не встретишь такой тонкой работы.Очень хотелось бы дорасти до вашего уровня! Видео материал это очень здорово.но здесь тоже есть свои плюсы,Надеюсь это не будет единственный мастер-класс?! С огромным уважением Людмила

23 октября, 2008 - 22:07
Аватар пользователя Андрей

Я думал что я профи, делаю ложи до ружей с резьбой, на шейке чешуйки,плетенки, насечка и прочее, но до такого уровня мне расти и расти. Спасибо Вам за науку. С уважением Андрей. Полтавщина, Украина.

Страницы

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье