Мир, Труд, Май

Визитки мастера

красное дерево, 42 cm, 1980 г.
красное дерево, 21 cm, 25 cm, 1969 г.
липа, 20см

Степан Эрьзя и дерево

дата публикации 23.02.2009 г. в 00:00
  • 7095 просмотров
  • 13 комментариев

Надеюсь, согласятся маститые резчики и начинающие любители творчества в дереве, просмотрев этот материал, что Степан Эрьзя во многом может быть примером и вдохновнением.



Дерево в творчестве Великого скульптора имело значительное место, наряду с мрамором. Его уникальная пластика, понимание образа природы и человека, высокая техника - удивляют.



Кому не удалось до сих пор близко познакомиться с творчеством выдающегося российского мастера, изложу кратко. Степан Дмитриевич Нефёдов, псевдоним по его народности - Эрьзя, родился в 1876 году в Мордовии.



1901-1906 г.г. обучался в Строгановском училище и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.



1906-1914 г.г. в Италии и Франции совершенствует мастерство и получает признание в Европе. Выставки в Венеции, Милане, Флоренции, Париже.



1914-1926 г.г. Москва, Екатеринбург, Новороссийск, Геленджик, Батуми, Баку. Создает множество скульптур на Урале. Среди них мраморный 6-метровый "Освобожденный Человек". Предлагает создать памятник революции, Стеньке Разину из Уральских гор! Участвует в московский выставках.

Степан Эрьзя. Освобожденный человек





1927 г. Полгода выставки в Париже.

Степан Эрьзя






1927-1950 г.г. Жизнь и творчество в Аргентине. Множество выставок в Буэнос-Айросе, где его назовут "своим классиком". Там большинство скульпутр Эрьзя создал из твердых экзотических пород - кебраччо, альгорробо. Впервые применяет в 1930 году борамашину. Предлагает преобразовать 2-х километровые горы в монумент "Львы" в бухте Рио-де-Жанейро и создать из огромной скалы памятник герою Аргентины Сан Мартино.

Степан Эрьзя



"Медуза", кебраччо. 1938 г. С. Эрьзя



Степан Эрьзя



"Волна", альгорробо. 1938 г. С. Эрьзя





1950 г. Возвращается в Москву.



1954 г. Персональная выставка.



1957 г. К 80-летию наградили орденом Трудового Красного Знамени.



1959 г. Скончался в Москве, похоронен в г. Саранске.



1976 г. К его 100-летию выставка в Москве.



2001 г. Выставка в Третьяковской галерее.



С 1960 г. Постоянный музей его имени в г.Саранске.



Мне посчастливилось познакомиться с творчеством Эрьзи в 1969 году, через 10 лет, как он ушел из жизни. Это самобытный, психологичный, монументальный художник. Он завораживает, западает в душу, надолго остается в памяти. Будете в Саранске, постарайтесь зайти в Музей его имени.



Я многие годы изучаю наследие Эрьзи. Побывал по его следам в Италии и трижды в Аргентине. Разыскал там неизвестные у нас скульптуры. Оказал содействие в приобретении нескольких его произведений. Теперь они в Москве.



К 130-летию скульптора Мордовия издала книгу "Эрьзя в моей жизни", где я делюсь о своих открытиях в его творчестве. Изучая творчество Эрьзи, в прошлом артист цирка и эстрады, я увлекся резьбой, скульптурой. Уже 41 год режу стамесками, работаю бормашиной и 30 лет передаю свой опыт другим. Многие ученики стали мастерами, некоторые ведут студии, радуют своими работами в дереве.



Жизнь продолжается. Пусть она будет активной, творческой, доброй! Кто пожелает подробнее узнать об Эрьзе, обратитесь в библиотеки, или приобретите книги о нем. Мой телефон: +7 (916) 234-834-1.

Работы Степана Эрьзи можно посмотреть на его Странице Памяти на нашем сайте:
http://rezbaderevo.ru/rezchik.php?lang=0&avtor_id=88

Комментарии

Хорошая статья... Хоть и тезисно. Михаил , очень интересно было бы почитать про Ваши личные впечатления и от Аргентины и по жизни. Анализ... Ведь понятно , что творчество Эрзьи Вам близко по духу.
На примере Эрзьи и других состоявшихся Авторов
начинаеш думать об эпохе их породившей , о разных возможных вариантах...
Вот вспомнилась притча , по памяти...
На окраине Флоренции два друга - художника писали на плэнэре ... Возвращаясь домой встретили собачёнку с бантиком, забросили в сумку и у стражи на воротах спросили чья она... Те сказали спросить во дворце Лоренцо Великолепного...
- Ну ты давай заскочи во дворец , а я за винцом и сыром ... Вечерком дамы обещали заглянуть...
Во дворце обрадовались , сказав что собачёнка - любимица дочери Самого ... Тут же договорились о портрете, когда узнали что художник...
А звали его Микельанжело Буанаротти...
Как звали другого , история умалчивает...
Ясно , что байка. Но очень уж поучительная.
Вот один из многих вопросов , что бы было не уедь он на чужину. Ведь и позвали его обратно лиш в пропагандистских целях , как состоявшегося , как и многих других... И как и многие другие он превратился в свадебного генерала... Вот большинство вернувшихся , творчески захирели , сами признавались.. А как с ним дома ?.

Вот пример ещё свежий
Савва Ямщиков, искусствовед

Сейчас в Третьяковской галерее проходит выставка... Один из ее разделов посвящен творчеству Ефима Честнякова, работавшего всю жизнь в костромской деревне Шаблово, неподалеку от Кологрива... Он жил и работал в одно время с Шагалом. Творил честно, талантливо и всеотдайно. Получив образование в Академии художеств... не поехал, как ему советовали представители "Мира искусств", в Париж, а вернулся в родную деревню, чтобы служить своим творчеством воспитанию и просвещению детей. Недавно я видел по телевидению французский фильм о Шагале. Меня поразили слова, сказанные художником при расставании с Витебском: "Прощайте, мои местечковые земляки. Ешьте свою селёдку, а я уезжаю в Париж". Честняков же остался в Шаблове — там, где были его земляки. Он ни на йоту не отступил от своих духовных и творческих принципов. Не опустился до уровня бездарных росписей, сделанных Шагалом в Гранд-Опера и Метрополитен-Опере, которые кто-то из известных мастеров сравнил с "фрикасе из лягушек". Но за Шагалом стоят мировые капиталы, его работы продаются за бешеные деньги, как, впрочем, и сортирно-коммунальные инсталяции и навозные жуки бездарного Кабакова. Шагал обрел счастье земное, а Честняков — небесное. Посему ему и не дают ходу земные ростовщики и менялы. ...

Это ли не фарисейство ? . Кому бы плохо было если бы Ефим состоялся круче Шагала ? . И ведь , больше всех о любви к Родине кричат люди малодостойные. Они же в первых рядах и в церкви ., на почётных местах , как раньше в президиумах...
Вот , если посмотреть Персон эпохи , От Возрождения и до нас , то можно заметить , что рядом с Титанами творили не менее интересные , зачастую и более , Авторы... Но мы , как собаки Павлова , реагируем на запущенные кем то до нас стереотипы и не слишком оглядываемся....
Простите за сумбур , Мыслей полно возникло после перечитывания под настроение... Все и не озвучиш :).

...Байки конечно чисто Одесские, для начала почитайте, Игорь, Ирвинга Стоуна, "Муки и радости"...там про Микаланьолло, без сабачонок с бантиками...А про Нефёдова, действительно, толком ни-где не написанно...

Сергей, Муки и радости , с иллюстрациями , у меня настольная книга :) . И много другого... Но ведь КРАСИВЫЙ анекдот и вполне жизненный... Да и историю и биографии Великих писали и чистили как хотели. Тут в недавнем времени уже куча вариантов , и все с петензией на правду. Что уж говорить за времена отдаленные и обросшие мифами.

26 февраля, 2009 - 00:48
Аватар пользователя Борис Иванов

Игорь,как говорится пиар на дессидентах,на зло СССР,даже премии нобелевские выдавали.

Ага, в Аргентине :)))... А за Нобилевку серьёзно ? ;). Спросите у Шолохова , чем ему это икнулось , да и Королёва и др . просто не рассекретили... Остальных только терпеть приходилось. А творить на свободе проще . Много и отходов с мурой , но и шедевры почаще встречаются , чем при усреднённом руководстве... Да , откровенного дерьма поменьше , но и вершин с гулькин нос... Что лучше ?.... Правде надо в глаза смотреть...

...Стоун весьма точен в своих книгах, и не пишет, что Микеланджело гомосексуалист, Это конечно не Перюшо с его иследованием импессионизма...но лучшее из мной прочитанного, кстати первый раз в 75 году, с тех пор многократно перечиваемое, а по анекдотам той эпохи - велик Вазари...

Эрзя- хороший монументалист.
Росписи Шагала в Опера- хорошие, только они там не наместе- совсем не сочетаются с оформлением/архитектурой зала. Зато какие работы и скульптуры он делал отличные можно у видеть в его музее в Ницце. Читала дневник Микеланджело- не нашла никакного гомосексуализма. А нашла, что был гений- человек мощный, трудяга, мыслил глобально,сконцентрирован на искусстве, и молился одной "даме" всю жизнь- скульптуре.

23 января, 2010 - 05:28
Аватар пользователя Александр Бабочкин

Запоздалый ,извините ,ответ - только учусь писать! Игорь И. ,Сергей К.,спасибо за интерес к творчеству удивительного скульптора Степана Эрьзи! С 1976 г -его 100 летия издано не мало книг и альбомов. Библиотеки и интернет в изучении помогут. Но лучше посетить Саранск или Питербург - Русский музей -запасники!В дереве он стоит особого внимания!Это ближе к нам! Он прекрасен не менее и в мраморе и в железобетоне!С тоит лучше узнать его биографию и творчество. Будете в Москве, заходите- поговрим об Эрьзе, дереве и обо всем ,что нас обьединяет. В моих архивах есть его автографы на фото,его бормашина, стамески и т.д. Эрьзю изучать ни когда не поздно ! С уважением М.И.

Наконец то Дядя Миша вырвался на просторы инета ! Очень рад Михаил. Нам Вас не хватало и в серьёзных обсуждениях и побузить тоже :)...

Эрьзя это Сила! Нравится его умение превратить фрезу бормашины в художественную кисть. Нет лишних движений, засаленности, замученности работ. Преклоняюсь!
-------------------------------------------
С.Д. Эрьзя, "Мужество", 1932 г., кебрачо, 55*30...

...слава господи в ту пору далёкую не было всякого разного карбону и присно...

2 апреля, 2011 - 02:47
Аватар пользователя Yordan

Дорогие друзя. Я уже 30 лет собираю газеты и в моей коллекции уже более 6000 экземпляров.Я буду счастлив, если вы можете выслать мне газету вашего района.Мне интересует газеты "Эрзянь мастор" и "Эрзянь правда". Желаю вам крепкого здоровья, личного счастья и профессиональных успехов. Мой почтовыйй адресс; YORDAN KIRILOV , TZAR OSVOBODITEL 14 , IHTIMAN 2050 , BULGARIA

или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье