«Я тоже так могу»

дата публикации 10.01.2019 г. в 07:11
  • 6
  • 2042 просмотра
  • 29 комментариев

Ксюша Петрова

Выставка «Абстракция и образ» Герхарда Рихтера — первая в России персональная экспозиция одного из самых влиятельных и дорогих современных художников. Пока на недавно продлённую выставку Рафаэля и Караваджо и грузинский авангард в ГМИИ им. А. С. Пушкина стоят очереди, Рихтера можно посмотреть в комфортной компании пары десятков посетителей. В таком парадоксе виновато не только то, что Еврейский музей сильно уступает в популярности Пушкинскому или Эрмитажу, но и то, что многие до сих пор относятся к абстрактному искусству скептически.
Даже тех, кто ориентируется в совриске и хорошо понимает, какое значение для мировой культуры имеет «Чёрный квадрат», отпугивает «элитарность» и «недоступность» абстракции. Мы иронизируем над произведениями модных художников, поражаемся аукционным рекордам и опасаемся, что за фасадом искусствоведческих терминов окажется пустота — ведь художественные достоинства работ, напоминающих детские каракули, иногда вызывают сомнения и у профессионалов. На самом деле ореол «недоступности» абстрактного искусства легко развеять — в этой инструкции мы постарались объяснить, почему абстракцию называют «буддийским телевидением» и с какой стороны к ней подойти.
Не пытайтесь выяснить,
что хотел сказать художник
В залах, где висят полотна эпохи Возрождения, сориентируется даже не очень подготовленный зритель: по крайней мере, он сможет легко назвать, что изображено на картине — люди, фрукты или море, какие эмоции испытывают герои, есть ли в этом произведении сюжет, знакомы ли ему участники событий. Перед полотнами Ротко, Поллока или Малевича мы чувствуем себя не так уверенно — на них нет объекта, за который можно зацепиться взглядом и порассуждать о нём, чтобы, как в школе, выяснить, «что хотел сказать автор». В этом и состоит главное отличие абстрактной, или беспредметной, живописи от более привычной нам фигуративной: художник-абстракционист вообще не стремится изобразить окружающий мир, он не ставит перед собой такую задачу.
Если внимательно посмотреть на последние два века истории западного искусства, становится понятно, что отказ от предмета в живописи — не каприз кучки нонконформистов, а закономерный этап развития. В XIX веке появилась фотография, и художники освободились от обязанности изображать мир таким, какой он есть: портреты родственников и любимых собачек стали делать в фотоателье — получалось быстрее и дешевле, чем заказывать у мастера картину маслом. С изобретением фотографии исчезла необходимость скрупулёзно копировать то, что мы видим, чтобы сохранить это в памяти.
К середине XIX века некоторые начали подозревать, что реалистическое искусство — это ловушка. Художники в совершенстве освоили законы перспективы и композиции, научились изображать людей и животных с необыкновенной точностью, обзавелись подходящими материалами, но результат выглядел всё менее убедительно. Мир начал стремительно меняться, города становились больше, началась индустриализация — на этом фоне реалистичные изображения полей, батальных сцен и обнажённых натурщиц показались устаревшими, оторванными от сложных переживаний современного человека.
Импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты и кубисты — художники, которые не побоялись снова поставить вопрос о том, что важно в искусстве: каждое из этих направлений использовало опыт предыдущего поколения, экспериментируя с цветом и формой. В итоге некоторые художники пришли к тому, что контакт между автором и зрителем происходит не через проекции реальности, а через линии, пятна и мазки краски — так искусство избавилось от необходимости что-либо изображать, предлагая зрителю ощутить ничем не замутнённую радость от взаимодействия с цветом, формой, линиями и текстурой. Всё это отлично сочеталось с новыми философскими и религиозными учениями — в частности, теософией, а локомотивы русского авангарда Василий Кандинский и Казимир Малевич разработали собственные философские системы, в которых теория искусства связана с принципами идеального общества.

В любой непонятной ситуации используйте формальный анализ
Вот кошмар, в котором может оказаться каждый любитель современного искусства: представьте, что вы стоите перед восхитительной, как написано в путеводителе, картиной Агнес Мартин и не чувствуете ровным счётом ничего. Ничего, кроме раздражения и лёгкой грусти — не потому что картина вызывает у вас такие ощущения, а потому что вы вообще не понимаете, что здесь нарисовано и куда нужно смотреть (вы даже не уверены, что кураторы повесили работу нужной стороной). В такой ситуации на помощь спешит формальный анализ, с которого стоит начинать знакомство с любым произведением искусства. Выдохните и попробуйте ответить на несколько детских вопросов: что я вижу перед собой — картину или скульптуру, графику или живопись? С помощью каких материалов и когда это было создано? Как можно описать эти формы и линии? Как они взаимодействуют? Двигаются они или статичны? Есть ли здесь глубина — какие элементы изображения находятся на первом плане, а какие на втором?
Следующий этап тоже довольно простой: прислушайтесь к себе и попробуйте определить, какие эмоции у вас вызывает то, что вы видите. Весёлые эти красные треугольники или тревожные? Ощущаю ли я себя спокойно или картина давит на меня? Контрольный вопрос: пытаюсь ли я понять, на что это похоже, или позволяю своему разуму свободно взаимодействовать с цветом и формой?
Помните, что важна не только картина, но и рама — или её отсутствие. В случае с теми же Ньюманом, Мондрианом или «амазонкой авангарда» Ольгой Розановой отказ от рамы — осознанный выбор художника, который приглашает вас отбросить старые представления об искусстве и мысленно расширить его пределы, буквально выйти за рамки.
Чтобы чувствовать себя увереннее, можете запомнить простую классификацию абстрактных произведений: их принято разделять на геометрические (Пит Мондриан, Элсуорт Келли, Тео ван Дусбург) и лирические (Элен Франкенталер, Герхард Рихтер, Василий Кандинский).

Не оценивайте «умение рисовать»
«Мой ребёнок/кошка/обезьяна может не хуже», — фраза, которую произносят каждый день в каждом музее современного искусства (возможно, где-то додумались поставить специальный счётчик). Лёгкий способ ответить на подобную претензию — фыркнуть и закатить глаза, сетуя на духовную нищету окружающих, сложный и более продуктивный — отнестись к вопросу серьёзно и попробовать объяснить, почему мастерство абстракционистов стоит оценивать иначе. Великий семиолог Ролан Барт написал проникновенное о кажущейся «детскости» каракулей Сая Твомбли, а наша современница Сюзи Ходж посвятила этой теме целую книгу.
Многие абстракционисты имеют классическое образование и отличные навыки академического рисунка — то есть они способны нарисовать симпатичную вазу с цветами, закат на море или портрет, но почему-то не хотят. Они выбирают визуальный опыт, не обременённый предметностью: художники как бы облегчают задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображённые на картине, и помогают сразу погрузиться в эмоциональное переживание.
В 2011 году исследователи решили проверить, действительно ли полотна в жанре абстрактного экспрессионизма (к этому направлению абстрактного искусства возникает больше всего вопросов) неотличимы от рисунков маленьких детей, а также художеств шимпанзе и слонов. Испытуемым предлагали посмотреть на пары картинок и определить, какие из них сделаны профессиональными художниками — в 60–70 % случаев респонденты выбирали «настоящие» произведения искусства. Перевес небольшой, но статистически значимый — видимо, в работах абстракционистов действительно есть что-то такое, что отличает их от рисунков умного шимпанзе. Ещё одно новое исследование . показало, что отличить работы абстракционистов от детских рисунков могут и сами дети.

Помните, что всё искусство абстрактно
Если ваш мозг готов к небольшой перегрузке, задумайтесь о том, что всё искусство по сути своей абстрактно. Фигуративная живопись, будь то натюрморт «Мальчик с трубкой» Пикассо или «Последний день Помпеи» Брюллова — это проекция трёхмерного мира на плоский холст, имитация «реальности», которую мы воспринимаем через зрение. Об объективности нашего восприятия тоже говорить не приходится — ведь возможности человеческого зрения, слуха и других чувств весьма ограниченны, и оценить их мы самостоятельно не можем.
Мраморный Давид — не живой парень, а кусок камня, которому Микеланджело придал форму, напоминающую нам мужчину (а представление о том, как выглядят мужчины, мы получили из своего жизненного опыта). Если очень близко подойти к Джоконде, вам всё равно будет казаться, что вы видите её нежную, почти живую кожу, прозрачную вуаль и туман вдалеке — но и это по сути абстракция, просто Леонардо да Винчи очень кропотливо и долго накладывал друг на друга слои краски, чтобы создать очень тонкую иллюзию. Более наглядно фокус с разоблачением работает с фовистами и пуантилистами: если вы приблизитесь к картине Писсаро, то увидите не бульвар Монмартр и закат в Эраньи, а множество разноцветных мелких мазков. Иллюзорной сути искусства посвящена знаменитая картина Рене Магритта «Вероломство образов»: конечно, «это не трубка» — это всего лишь удачно расположенные на холсте мазки краски.
Импрессионисты, в чьей компетентности мы сегодня не сомневаемся, были абстракционистами своего времени: Моне, Дега, Ренуара и их друзей обвиняли в том, что они отказались от реалистичного изображения в пользу передачи ощущений. «Небрежные» мазки, заметные невооружённым глазом, «странная» композиция и другие прогрессивные приёмы казались публике того времени кощунственными. В конце XIX века импрессионистов всерьёз обвиняли в «неумении рисовать», вульгарности и цинизме.
Организаторам парижского Салона пришлось повесить «Олимпию» Мане практически под потолком — слишком много нашлось желающих плюнуть в неё или проткнуть полотно зонтом. Сильно ли эта ситуация отличается от инцидента 1987 года в амстердамском музее Стеделийк, когда мужчина напал с ножом картину «Кто боится красного, жёлтого и голубого III» абстракциониста Барнетта Ньюмана?
Не пренебрегайте контекстом
Лучший способ прочувствовать произведение абстрактного искусства — встать перед ним и смотреть, смотреть и смотреть. Некоторые работы могут погрузить зрителя в глубокие экзистенциальные переживания или экстатический транс — чаще всего такое происходит с картинами Марка Ротко и объектами Аниша Капура, но подобный эффект могут оказывать и работы неизвестных художников. Хотя эмоциональный контакт важнее всего, отказываться от чтения этикеток и знакомства с историческим контекстом не стоит: название не поможет вам понять «смысл» произведения, но может натолкнуть на интересные мысли. Даже сухие наименования вроде «Композиция № 2» и «Объект № 7» кое-что нам сообщают: давая своей работе такое имя, автор призывает нас отказаться от поисков «подтекста» или «символизма» и сосредоточиться на духовном переживании.
История создания работы тоже важна: скорее всего, если вы узнаете, когда и при каких обстоятельствах было создано произведение, вы разглядите в нём что-то новое. Прочитав биографию художника, заботливо подготовленную для вас кураторами музея, спросите себя, какое значение могло иметь это произведение в той стране и в то время, когда работал его автор: тот же «Чёрный квадрат» производит совсем другое впечатление, если вы что-то знаете о философских течениях и искусстве начала XX века. Ещё один, менее известный пример — серия «Сигнальные системы» пионера русской послевоенной абстракции Юрия Злотникова. Сегодня цветные кружочки на белом холсте не кажутся революционными — но в 1950-е, когда официальное искусство выглядело примерно так, абстракции Злотникова были настоящим прорывом.

Притормозите
Всегда лучше уделить внимание нескольким приглянувшимся вам работам, чем пробежать по музею галопом, пытаясь объять необъятное. Профессор Дженнифер Робертс из Гарварда заставляет своих студентов смотреть на одну картину по три часа — от вас, конечно, никто не требует такой стойкости, но тридцати секунд на картину Кандинского явно не хватит. В своём манифесте — признании в любви абстракции известный арт-критик Джерри Зальц называет гипнотические полотна Ротко «буддийским телевидением» — подразумевается, что вглядываться в них можно бесконечно.

Повторите это дома
Лучший способ проверить крамольную мысль «я могу нарисовать не хуже», которая порой возникает и у профессиональных искусствоведов, — провести эксперимент в домашних условиях. Будет интересно и в обратной ситуации — если вы побаиваетесь браться за краски из-за «неумения рисовать» или «отсутствия способностей». Неспроста именно абстрактные техники чаще других используют в арт-терапии: они помогают выразить сложные ощущения, для которых трудно подобрать слова. Для многих художников, страдающих от внутренних противоречий и собственной несовместимости с внешним миром, абстракция стала чуть ли не единственным способом примирения с действительностью (кроме наркотиков и алкоголя, конечно).
Абстрактные работы можно создавать с помощью любых художественных материалов — от акварели до дубовой коры, так что вы наверняка найдёте технику, которая придётся вам по душе и по средствам. Пожалуй, не стоит сразу начинать с дриппинга, знаменитой техники Поллока — заляпаете краской себя и всё вокруг

Если под рукой есть дети — обязательно привлеките их к процессу: практика показывает, что дошкольники гораздо быстрее улавливают суть абстракции, чем скептически настроенные взрослые (а людям младше пяти просто нравится размазывать краску — и такая живопись действия тоже имеет право на существование). Опираться можно на отличную книгу Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» — приведённый в ней разбор картины Мондриана «Композиция с красным, синим и жёлтым» для самых маленьких не стыдно почитать и взрослым.
И при создании собственных абстрактных работ, и при знакомстве с признанными мастерами главное — присутствовать в моменте и ощущать радость от собственных интеллектуальных усилий. Абстракция настолько субъективна, что утончённые знатоки искусства и случайные зрители оказываются перед ней на равных. Нет «правильного» и «неправильного» способа прочувствовать абстрактное произведение — а значит, можно не бояться ошибиться.

Комментарии

Очень интересная статья об искусстве абстракции.

В общем, лоскутный коврик в прихожей это нормально и даже уютно, а такой же в раме на стенке, вызывает подозрение, а ценник негодование.
Виктор, вот хорошее видео об абстракционистах, без пафоса и по делу.

За это сообщение сказали спасибо Александр Ганненко +1

Досмотрел видео до конца. Начал за упокой, а окончил за здравие ))

Понравились его слова - Наш мозг быстрее чем язык, и другие части тела )))
Мое мнение.. В иных случаях, куй бывает быстрее мозга. Обычно говорят.. О чем же ты думал, прежде чем "его туда" совать.. ((

Действительно интересная статья. И ориентиры тётенька интересные ставит, сравнивая шедевры ...,..истов (авангардистов, фовистов и прочие.) всех мастей и оттенков с художествами детей..........ШИМПАНЗЕ и даже слонов. Видимо других, доступных для понимания непосвящённых, ориентиров нету у ..........истов. Тетенька, правда, стыдливо забыла про художества душевнобольных с которыми регулярно сравнивают шедевры этих самых .,....истов. Интересно почему ? Не воспринимает мой мозг явлений в которых отсутствуют причинно - следственные связи, а меня старательно уговаривают подойти к процессу формально. Не убедительно уговаривают, ей богу. Забава в том что серьезно обсуждать вопросы актуального искусства без участия психиатров дело бесполезное. Но это совсем другая история.

А ведь Гитлер тоже рисовал картины...

Александр, а все восприятие искусства это психиатрия, одним торкает одно, другим второе. Меня любое нестандартное искусство интересует с точки зрения и расширения сознания - восприятия, и переложительно к своему творчеству. И там какая разница, шимпанзе нарисовала или узоры на морозном окне. С мыслями то понятно интересней

За это сообщение сказали спасибо Александр Ганненко +1

Олег, такой подход имеет место. Просто речь идёт о конкретном материале в котором не было ни слова об узорах на окне..........к сожалению. Мыслями занимается психология, а психиатрия - патологиями.

Вспомнил старый анекдот из детства.
Папу вовочки вызвали в школу. Приходит, ну что он тут натворил? Учительница говорит.. Мы тут обсуждали всем классом, как лучше сделать ремонт в классе. А ваш Вовочка предложил покрасить весь класс в красный цвет, а по всему потолку )(уйнуть черную полосу. И что в этом плохого, сказал вовочкин папа. Не нравится черная полоса, )(уйните белую..

Искусство это и есть чуточку психиатрия и психотерапия. Бросьте в меня камень, кто без тараканов в голове

Конечно тараканы есть. Вопрос - куда они бегут. Кто то их вываливает на окружающих, кто то - нет. Присно памятные .......исты вываливают на окружающих, причем агрессивно.

Примером служат пусть глаза — огромный видя мир,
Они не ропщут от того, что им не зрить себя.

Омар Хайям

За это сообщение сказали спасибо Александр Ганненко, Олег Яшкин +2

А как насчёт смысловых инсталляций?1
Вот, для примера: "Алиса в Зазеркалье"...
Зацепил пару-тройку снимков экрана, сделанных почти с одного ракурса камерой телефона в течении десяти секунд, да свинтил их в один пост...

Есть над чем "репу почесать"?11

Блин, качество снимков совсем отвратное! 1 Ну вот, содержание одного из них:
Сейчас в СМИ
в Санкт-Петербурге
12 января, суббота 05:47
1.
Компания SpaceX уволит 600 человек
2.
Три человека погибли при наезде автобуса на остановку в Оттаве
3.
Серебренникову дали премию «Белый слон» за фильм «Лето»
4.
Сирийские ПВО отражают ракетные атаки Израиля
1.

2.
Алкоголь оказался полезным для пожилых людей

USD MOEX66,93+0,02
+0,02
EUR MOEX76,72−0,19
-0,19
Нефть60,61−1,75%
-1,75%
В снимках меняется содержание одного из пунктиков: здесь говорится про алкоголь... В другом Трамп заявляет о экономии американцами 26 млрд долларов на лекарствах... Третий говорит о том, что Бузова может представить Россию на Евровидении-2019...

Я спросил у мудрейшего: «Что ты извлек
Из своих манускриптов?» — Мудрейший изрек:
«Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной
По ночам от премудрости книжной далек!»

Омар Хайям.

вот так вот и в творчестве......

За это сообщение сказали спасибо Александр Ганненко, Василий Колышкин +2

Мне непонятно, какой смысл платить деньги за вход на выставку, чтобы потом плюнуть в картину. Логичнее, если мне заплатят, чтобы я плюнул.

За это сообщение сказали спасибо Александр Филиппов +1

Игорь, вот потому и существует цена на вход, чтобы оградить картины от плюющих...

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов +1

О! Афоризм родился ))

- Когда плюющим не на кого плевать, они начинают плевать друг на друга
Виктор Дубовик

За это сообщение сказали спасибо Александр Ганненко +1

как бы не привыкнуть за плату плевать..., и не начать плевать на всё и вся

Я написал, что это логичнее, но не значит - правильно. А полюбить что-то кого-нибудь простыми объяснениями, доводами, рассуждениями и т.д., наверное невозможно. Понять это искусство? А зачем? Пусть его понимают те, кому это нравится. Вот в статье и говорится, что желающих особо нет. Хорошо, когда с этим не лезут в душу другим ( а если ещё бабки с тебя хотят взять), а то можно не только плевок получить, но и в рожу.
Смотришь по ящику какой-нибудь хороший фильм и вдруг тебе неожиданно начинают рассказывать про запор или вздутие...Отпадает желание вообще фильм досматривать. А ведь казалось бы, что плохого, когда кто-то беспокоится о твоём здоровье?
Так что лично я так не могу (название статьи), пробовать тоже не хочу.

За это сообщение сказали спасибо Сергей Лукинский, Шавкат Каримов +2

Игорь я не собирался троллить, это просто мысли в слух, это касается и меня........ кто знает к чему может привести неудачи изломы жизненного пути . практически мы все говорим одно и то же, только каждый со своей высоты колокольни ..... или своего "Я" . Это Я и толкает......, ведет......., заставляет нас выбирать свой путь.

«Я тоже так могу» я понимаю по своему. Я тоже так смогу...... сделать свое.......... . (не путать со смыслом повторить). вот здесь и помогает своё Я

За это сообщение сказали спасибо Сергей Лукинский +1

Еще больше зауважал французов
Не нравится картина плюй в нее
Не нравится реформа -желтый жилет и вперед
По моему после плевка Хрущева в картину на какой то авангардитской выставке она выросла в цене и про художника заговорили
А какой скачек рейтинга после бульдозерной выходки властей
У меня при входе в третьяковку заставили сдать складной ножик из рюкзака
А плевок то у меня никто не отберет
Да и не знал я что увижу такое количество изумительнейшей живописи современников как раз и вызывающей подобное желание
Кстати сам шедевр Казимира не такой уж идеально черный
Потрескавшийся как старая репродукция или может тоже от тех же благодарных любителей частенько не просыхает
А может в ООН где висит Пикассо тоже кто нибудь из уважаемой организации хотел бы высмаркаться на этот шедевр
Кто знает
Хотя если помните когда немецкий офицер третьего рейха спросил его глядя на эту картину Это сделали вы?
У него хватило смелости ответить- Нет это сделали вы
Может поэтому и продолжает там висеть

Если не могу "переплюнуть" ( в том же творчестве ) то заплюю слюной ))
---------------------------------------------------------------------------------------
Только вы, дорогой товарищ из Парижа, плюньте на все это.
- Как плюнуть?
- Слюной, ответил Остап Бендер, как плевали до эпохи исторического материализма..
--------------------------------------------------------------------------------------------
В этом и кроется вся пролетарская сущность )) Для достижения цели все средства хороши, начиная от плевка и булыжника с мостовой.. А чем виноваты тысячи обычных граждан Парижа, которым сжигали только за одну ночь по 700 - 800 автомобилей. Громили кафе, магазины....

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов, Олег СМИРНОВ +2

Что то, не удержался... Есть такая игрушка, с балансом, куры на кругу. Полицаев и протестувальников можно добавлять по вкусу и даже менять местами.

бллииин! да это ж чума игрушка будет) Посодют!

Да, скучно не будет. Там ещё интересный смысл образовался, чтобы представление началось, кому то надо раскачать маятник.

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов, Олег СМИРНОВ +2

Это ж целый перформанс-инсталляцию у Марата Гельмана можно сделать - каждый желающий качает маятник. Саша, лови момент!

За это сообщение сказали спасибо Александр Филиппов +1

А меня в училище вот к такому привлекли КУтузова и
Невского делать я без опыта и обучения только боевые листы оформлял а тут сразу на великих отправили саморазвиваться 1А посередине талантливый курсант выпускних делал ,На барабане сидит наш командир роты майор Усиков

За это сообщение сказали спасибо Игорь Попов, Олег СМИРНОВ +2
или зарегистрируйтесь, если Вы хотите написать комментарий к этой статье